Маркировка упакованной воды

Маркировка упакованной воды

1 июня 2021 года закончился эксперимент по маркировке упакованной бутилированной воды. Правительство признало его успешным и определило сроки внедрения уже обязательной маркировки для этой категории.

Вся маркированная продукция проходит через единую национальную систему маркировки «Честный Знак», которая призвана отслеживать весь путь товара с момента производства (или ввоза в страну) до момента покупки. Ее создателем является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Средством идентификации для маркировки выбран цифровой код Data Matrix – двумерный штрих-код. Этот код достаточно емкий и вмещает гораздо больше информации о товаре, чем линейные и QR-коды. К тому же подделать такой код невозможно. Выпуск и движение Data Matrix кодов контролирует ГИС МТ (Государственная информационная система мониторинга товаров).

В код маркировки зашиты данные о продукте, включая его срок годности. Потребитель может отсканировать код и убедиться, что срок на упаковке верный, а продукт не испорчен.

Основные участники оборота в маркировке – это производители и импортеры, дистрибьюторы, оптовики и торговые точки. Именно последние выводят товар из оборота.

Сроки и этапы маркировки питьевой воды

- с 1 сентября 2021 года начинается обязательная регистрации в системе маркировки,

- с 1 декабря 2021 года – старт обязательной маркировки для минеральной воды,

- с 1 марта 2022 года – для других категорий питьевой воды,

- с 1 сентября 2022 года начинается обязательная передача данных в систему маркировки о розничной реализации продукции,

- с 1 ноября 2022 года – вводится обязательная передача сведений об обороте маркированной воды (объемно-сортовой учет) с использованием электронного документооборота (ЭДО),

- с 1 марта 2025 года – вводится обязательная передача сведений об обороте маркированной воды (поэкземплярный учет) с использованием ЭДО.

Какие товары следует маркировать

- Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ; лед и снег.

- Воды минеральные и газированные, природные минеральные воды.

- Негазированные бутилированные воды.

- Прочая бутилированная питьевая вода.

Код маркировки: как с ним работать

Для маркировки упакованной воды будет использован штрихкод Data Matrix. Наносить код можно на этикетку или на крышку бутылки. Кодировка Data Matrix может занимать от 5х5 мм до 15х15 мм площади. В ней будет зашифрована буквенно-цифровая последовательность, которая включает:

- код товара из 14 цифр;

- индивидуальный серийный номер бутылки из 13 символов;

- 4 символа ключа проверки от оператора.

Распознать зашифрованную информацию может сканер штрихкода, терминала сбора данных или смартфона. Сканирование Data Matrix выполняют только двумерные сканеры. Линейные сканеры, которые сканируют этикетки в одном направлении, не справятся с этой задачей.

Правила маркировки воды

1. Производитель или импортер заказывает штрихкоды маркировки. Для учета питьевой воды будет использоваться код Data Matrix. Цена выпуска одного кода: 60 копеек. Коды следует разместить на упакованной продукции и ввести в оборот.

2. Перед отгрузкой оптовой партии производитель или импортер создает УПД (универсальный передаточный документ). В нем должны быть перечислены коды товаров из партии.

3. Дистрибьютор сверяет информацию из УПД с кодами отгруженных товаров. Если сведения совпадают, он подтверждает УПД. В ином случае проводится возврат партии.

4. При продаже упакованной воды в магазине кассир обязан будет отсканировать штрихкод Data Matrix. Проданные бутылки автоматически выходят из оборота.

Что нужно магазину для работы с маркировкой

1. Усиленная квалифицированная электронная подпись. Она нужна для регистрации в системе «Честный ЗНАК» и подписи УПД. Получить ее можно в аккредитованных центрах.

2. Кассовая программа и товароучетная система, которые умеют работать с маркировкой.

3. 2D-сканер штрихкодов на кассе и в месте приемки. Местом приемки может быть касса, и тогда достаточно одного 2D-сканера.

4. Терминал сбора данных. Если склад магазина большой или товар приходит крупными партиями, принимать товар на кассе неудобно. Лучше подготовить мобильное рабочее место с помощью ТСД — терминала сбора данных.

5. Онлайн-касса, поддерживающая работу с маркировкой. Она должна фиксировать выбытие маркированной продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК».

Штрафы за нарушение правил маркировки бутилированной воды

Если маркировка отсутствует:

- 2 тыс. — 4 тыс. рублей для физлиц;

- 5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП;

- 50 тыс. — 300 тыс. рублей для юрлиц.

Если маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных:

- 5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП;

- 50 тыс. — 100 тыс. рублей для юрлиц.

Все штрафы сопровождаются конфискацией продукции.