Маркировка товаров

Что такое маркировка товаров

Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.

Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Коды зашифрованы, подделать их нельзя.

Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до покупателя.

Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным.

Правительство определило оператором системы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».

ЦРПТ генерирует коды, обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота. А также работает над созданием единого каталога товаров и разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного обмена товарами со странами Евразийского союза.

ЦРПТ генерирует коды— их производитель или импортёр должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода— 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.

Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от контрафакта. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.

Из-за отсутствия единства в описаниях товаров, один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно – это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников».

Что такое код маркировки и как он выглядит

Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix— его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:

  1. Код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров.

  2. Код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи.

Какие товары участвуют в системе маркировки

  1. Маркировка табака с 1 июля 2019г.

  2. Маркировка шуб с 1 июня 2019г.

  3. Маркировка обуви с 1 июля 2019г.

  4. Маркировка лекарств с 1 июля 2020г.

  5. Маркировка фотоаппаратов и ламп — вспышек с 1 октября 2020г.

  6. Маркировка шип и покрышек с 1 марта 2021г.

  7. Маркировка товаров лёгкой промышленности с 1 января 2021г.

  8. Маркировка духов и туалетной воды с 1 октября 2020г.

  9. Маркировка молочной продукции с 20 января 2021г.

  10. Маркировка кресел — колясок с 1 июня 2021г.

  11. Маркировка велосипедов и велорам с 1 сентября 2021г.

  12. Маркировка пива и пивных напитков с 1 октября 2021г.

  13. Маркировка упакованной воды с 1 апреля 2021г.

  14. Маркировка БАДов с 1 мая 2021г.

  15. Маркировка антисептиков с 1 августа 2021г.

  16. Маркировка ювелирных изделий и драгоценных камней ГИИС ДМДК с 1 марта 2021г.

Как работать с маркировкой поставщикам и импортёрам

Нужно зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.

Порядок работы следующий:

1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее называют УКЭП.

2. Заказать коды на все выпускаемые товары.

3. Купить оборудование для маркировки товара — принтер для печати наклеек, если вы будете клеить коды, или настроить процесс печати кодов прямо на упаковке товара.

4. Купить специальный сканер штрих кода, который считывает коды Data Matrix.

5. Встроить маркировку в процесс работы производства.

Как продавать маркированные товары в розницу

Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды.

Порядок работы следующий:

1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

2. Купить специальный сканер штрих кода, который считывает коды Data Matrix.

3. Сканировать коды с каждой упаковки.

4. Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки в чек. Проверить, что ОФД, настроенный на вашей кассе, может передавать чеки в систему маркировки.

Что будет, если не маркировать товар

Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые нарушат нормы маркировки, грозит штраф с конфискацией товара.

Производство без маркировки:

Компании — от 50 000 до 100 000 р.

Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 р.

Продажа без маркировки:

Компании — от 50 000 до 300 000 р.

Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 р.

Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет:

Компании — от 5000 до 10 000 р.

Должностному лицу или ИП — от 1500 до 3000 р.