Маркировка пива и пивных напитков
Маркировка пива и пивных напитков
Эксперимент по маркировке пива в 2021 году поручили запустить 1 апреля На основе его результатов будет принято решение о введении обязательной маркировки пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков.
ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система — обеспечивает контроль над производством алкогольной продукции.
Кроме контроля спиртных напитков, ЕГАИС обеспечивает поддержку таких задач, как: защита экономики, обеспечение нужд потребителей, повышение качества алкоголя.
Работу системы обеспечивает ФСРАР — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.С 2019 года в России введена государственная система обязательной маркировки товаров. Для борьбы с контрафактом на товар наносят специальный цифровой Data Matrix, по которому можно отследить весь путь продукта от производителя до потребителя.
Постановление Правительства от 17 февраля 2021 №204 установило, какая именно пивная продукция маркируется, сроки и правила.
Сроки введения маркировки пива
С 1 апреля 2021 по 31 августа 2022 — эксперимент по маркировке пива и пивных напитков. Дата начала обязательной маркировки будет определена после завершения пилотного проекта.
Какая пивная продукция подлежит маркировке
- Пиво солодовое в сосудах емкостью 10 л или менее, в бутылках
- Прочее солодовое пиво кроме пивных напитков в таре до 10 литров
- Солодовое пиво в таре больше 10 литров
- Безалкогольное пиво
- Другое солодовое пиво в таре до 10 литров в части пивных напитков
- Игристые сидры, включая грушевый
- Неигристые сидры, включая грушевый в таре до 2 литров
- Неигристые сидры, включая грушевый в таре свыше 2 литров
- Другие игристые сброженные напитки не выше 7% оборотов.
- Другие неигристые сброженные напитки в таре до 2 литров и до 7% оборотов.
- Другие неигристые сброженные напитки в таре больше 2 литров и до 7% оборотов.
Код маркировки пива
На упаковку товара (бутылку) наносится маркировочный код в формате DataMatrix. Это особый двумерный код, внешне напоминающий QR-код. Код маркировки представляет собой буквенно-числовую последовательность, которая содержит в себе всю необходимую информацию, которая позволяет идентифицировать товар в информационной системе. Код имеет криптозащиту, поэтому скопировать и подделать его не возможно.
Код содержит в себе:
- Код товара по GTIN
- Индивидуальный серийный номер напитка
- Код и ключ проверки (криптозащита)
Для нанесения кода маркировки на упаковку понадобится площадь размером около 13 на 13 см. На момент эксперимента заказ кодов маркировки бесплатен. Начиная с момента старта системы в обязательном порядке, все коды будут платными. Если код будет утерян, то повторный заказ кода маркировки оплачивается отдельно.
Куда и как будут наноситься коды маркировки будет оговорено в методических рекомендациях по завершении соответствующего этапа эксперимента. В любом случае код черного цвета должен печататься на белом фоне, чтобы создать нужные условия контраста для считывания.
Как работает система маркировки пива
Вся маркировка пива Честный Знак имеет определенную систему работы:
-
Производитель наносит на упаковку код маркировки, предварительно заказав его у оператора и вносит информацию о произведенном товаре в систему.
-
При отгрузке поставщику производитель формирует УПД (универсальный передаточный документ), который в системе электронного документооборота направляет покупателю (оптовой организации).
-
Оптовик получает бутылки и документ в электронном виде. Прием товара происходит следующим образом. Происходит сверка кодов на бутылках с теми, что в УПД. Если все верно, то документ подписывается электронной подписью. Все бутылки переходят в системе маркировки на баланс организации, а у поставщика-изготовителя списываются.
-
Магазин или бар заказывает напитки у оптовика. Оптовик также формирует УПД и направляет его в системе электронного документооборота. Магазин проверяет и принимает пиво на баланс. После этого можно продавать товар.
Маркировка разливного пива
Маркировка разливного пива в системе Честный Знак будет немного отличаться от обычного бутылочного.
Разработано три схемы реализации маркировки кег с пивом:
1. При вскрытии кеги будет оформляться выбытие кеги целиком. Для осуществления выбытия кеги из оборота необходимо подать соответствующие сведения в личном кабинете системы.
2. Частичное выбытие кеги — при осуществлении розлива напитка необходимо фиксировать этот факт в системе в личном кабинете.
3. Интервальная схема подразумевает фиксацию факта установки кеги на розлив и фиксацию факта ее опустошения, т.е. полной продажи в личном кабинете участника.
Пока все три схемы находятся на тестировании.
Как подготовиться к маркировке пива?
-
Зарегистрироваться в Честном знаке
-
Получить электронную подпись
-
Подключиться к ЭДО
-
Приобрести необходимое оборудование:
- Принтер— для печати идентификаторов на этикетках, стикерах, упаковках.
- Сканер- для считывания двумерных штрихкодов. Распознает и передает информацию об изделии в POS-систему, кассовый аппарат или рабочий компьютер.
- Терминал сбора данных — для сканирования, сбора и передачи информации, закодированной в Data Matrix.
- Онлайн-касса или POS-система — для оборудования места кассира, работы с маркировкой разливного, бутылочного пива в магазинах розничной торговли.