Маркировка БАДов

Маркировка БАДов

Биологически активные добавки (БАД) – это натуральные или аналогичные им биологически активные вещества, служащие дополнительным к пище источником витаминов, кислот, микроорганизмов, минералов и пищевых волокон. БАД в России официально относятся к категории пищевых продуктов и не являются лекарствами.

Маркировка биологически активных добавок – это нанесение на потребительскую или транспортную упаковку информации в соответствии с требованиями законодательства.

С апреля 2021 года в России запущен проект по маркировке БАД контроль-идентификационными знаками. Они помогают отследить, в какую аптеку поступил товар и когда состоялась его продажа. Ожидается, что эксперимент продлится до августа 2022 года, поможет исключить появление на рынке контрафакта, фальсификата, небезопасных для покупателей изделий. Он распространяется только на ту продукцию, в отношении которой была проведена процедура обязательной государственной регистрации и оформлено специальное свидетельство – СГР.

Производители и поставщики БАД вправе принять участие в новом проекте на добровольной основе. На время реализации инициативы этим бизнесменам бесплатно предоставят оборудование для нанесения контроль-идентификационных знаков. По итогам эксперимента Роспотребнадзором и другими уполномоченными ведомствами будет приниматься решение о внедрении маркировки на постоянной основе.

В уникальных штриховых кодах, которые будут наноситься на продукцию, будет зашифрована информация о ее происхождении, составе, пути движения от производства до потребителя. Чтобы получить доступ к зашифрованным сведениям, покупателю будет достаточно навести на код специальный сканер или воспользоваться приложением системы «Честный Знак».

Участники маркировки

В эксперименте принимают участие:

1) федеральные органы исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другие)

2) участники оборота БАД (производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли БАД);

3) оператор информационной системы (ООО «Оператор ЦРПТ»).

 

Сроки эксперимента маркировки БАДов

Эксперимент начался 1 апреля 2021г. Требования к информационной системе и к защите её информации, скорее всего, будут разработаны оператором до 1 мая и должны быть утверждены до 15 июля 2021г. К этому сроку Минпромторг и Роспотребнадзор обязаны обеспечить разработку и утверждение методических рекомендаций по проведению эксперимента и план-график его проведения.

До 30 ноября текущего года осуществляется оценка результатов эксперимента по маркировке биологически активных добавок, и не позже 1 февраля 2022 г. соответствующий доклад будет представлен в Правительство РФ. На его основании Правительством РФ будут определены сроки обязательной маркировки БАДов.

Какая информация указывается на упаковке?

На потребительской таре должна присутствовать следующая информация:

- название продукта;

- его полный состав;

- количество товара;

- дата выпуска;

- период и условия хранения БАД;

- данные о производителе и о лице на территории ЕАЭС, уполномоченном принимать претензии к качеству (название юрлица или ФИО ИП, адрес местонахождения);

- пищевая ценность продукта (включает калорийность изделия, содержание в составе белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов);

- информация о наличии/отсутствии в составе ГМО;

- рекомендации по применению;

- знак обращения «EAC».

Предприниматель вправе также указать на упаковке и дополнительную информацию:

- номер ТУ, СТО или ГОСТ, в соответствии с которым ведется производство, приемка готовой продукции;

- товарный знак изготовителя;

- придуманное название товара;

- место производства БАД;

- данные о лицензиаре;

- знак качества систем добровольной сертификации (СДС) и т.д.

Маркировка выполняется на русском языке или на языке того государства ЕАЭС, куда планируется поставка продукции. Информация может быть нанесена сразу на двух языках, в этом случае содержание блоков текста должно быть полностью идентичным.

Правила оформления потребительской упаковки

Маркировка БАД– это зона ответственности их производителей, дистрибьюторов, продавцов. При ее нанесении предприниматели обязаны придерживаться общих правил, которые установлены законодательством ЕАЭС, а именно:

- информация должна быть читаемой без использования вспомогательных средств и понятной для потребителя;

- сведения наносятся в доступном для обзора месте, используется контрастный шрифт по отношению к цвету этикетки (упаковки);

- все нанесенные на этикетку данные должны быть однозначными, представленными в форме текста или изображений;

- размер шрифта, которым напечатано наименование БАД, дата производства и срок годности, должен составлять не менее 2 мм;

- надписи должны сохраняться в течение всего срока годности продукта;

- данные должны быть достоверными, т.е. подтвержденными результатами исследований и измерений.

Дополнительно необходимо учитывать следующие правила:

  1. Перед указанием компонентного состава продукта должна размещаться пометка «Состав».

  2. Ингредиенты размещаются в последовательности по убыванию их массовой доли в составе изделия.

  3. Если в составе используется элемент, который включает в себя 2 или более компонента, то в скобках дается их перечень (в порядке убывания массовой доли).

  4. Наименование биодобавки должно достоверно ее характеризовать и позволять отличить товар от других изделий.

  5. Недопустимо использование в названии тех компонентов, которые не входят в состав продукта.

  6. Сведения об особых свойствах БАД должны быть включены в наименование или расположены в непосредственной близости от него.

  7. На этикетке обязательно должны быть указаны все компоненты биодобавки, которые могут вызвать аллергические реакции или негативные последствия для здоровья при наличии тех или иных заболеваний.

  8. Сведения об отличительных свойствах БАД, которые присутствуют на упаковке, обязательно должны быть подтверждены доказательствами.