Маркировка табака

Маркировка табака

В России ввели маркировку табака. Сейчас производители обязаны наносить коды на каждую пачку сигарет и всю альтернативную табачную продукцию.

Основная цель – ввести единую систему мониторинга товаров, которая поможет отследить движение табака от производителя до конечного потребителя, чтобы снизить долю контрафактного продукта на рынке.

Цифровые коды с пачек проверяют на каждом шаге и выводят из оборота после того, как товар купили или списали.

Любой незаконно произведенный или ввезенный товар исключается из оборота: поддельная пачка просто не может попасть в цепочку. Продать табак без маркировки не получится. Его нельзя даже перевозить и хранить на складе — за это штрафуют.

Роспотребнадзор – охраняет интересы граждан и государства. Учреждение инспектирует организации, торгующие маркированным товаром. Внеплановые проверки выполняются по обращениям граждан.

ИС МОТП — это Информационная Система Мониторинга Оборота Табачной Продукции. В настоящее время мониторинг оборота осуществляется через «Честный ЗНАК».

Специальная структура отслеживания данных была разработана ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), он же выступил оператором. С ее помощью отслеживается движение каждой пачки с момента производства до реализации конечному потребителю.

Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018г. № 792-р включило табачную продукцию в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Постановление Правительства РФ от 28. февраля 2019г. № 224 утвердило правила маркировки сигарет. Оно обязывает маркировать табачную продукцию средствами идентификации, а участников оборота отчитываться в информационную систему маркировки и оборота табачной продукции (ИС МОТП) обо всех операциях с маркированными сигаретами.

Какая табачная продукция должна проходить маркировку

В первую очередь маркировать нужно сигареты, сигареты без фильтра и папиросы.

Также под маркировку попадает альтернативная табачная продукция:

- сигареты, сигары с обрезанными концами (черуты);

- сигариллы (сигары тонкие);

- кретек;

биди;

- табак курительный;

- табак для кальяна;

- табак жевательный;

- табак нюхательный;

- трубочный табак.

Сроки маркировки табачной продукции

Первый этап обязательной маркировки табачных изделий начался в июле 2019 года. На каждую пачку сигарет и папирос стали наносить коды Data Matrix, а данные о розничных продажах передавать в систему цифровой маркировки «Честный знак». С этого времени прекращён выпуск не маркированных сигарет.

Также с 1 июля 2019 года поставка маркированных сигарет дистрибьютору напрямую от производителя сопровождается электронными УПД с указанием кодов продукции при помощи системы электронного документооборота (ЭДО).

C 1 июля 2020 года прекращается оборот немаркированных сигарет и папирос. Участникам оборота необходимо было распродать остатки сигарет, которые были произведены до 1 июля 2020 года и на которых отсутствует код маркировки.

Также с 1 июля 2020 года при поставках используются электронные накладные. То есть дистрибьютор или оптовая компания формируют электронную накладную, передают её в торговую точку и тем самым регистрируют в системе маркировки «Честный знак» движение сигарет.

Все участники торговли с 1 июля 2020 года должны подключиться к системе ЭДО.

В отношении альтернативной табачной продукции тоже обязательна регистрация в системе «Честный знак» с 1 марта 2019 года. Необходимость маркировки при производстве либо ввозе в РФ такой продукции наступила 1 июля 2020 года.

Кроме того, с 1 июля 2020 года при продаже кассир должен сканировать код маркировки и передавать информацию об убытии товара в систему «Честный знак».

Главное отличие от сигарет и папирос заключается в том, что оборот немаркированной альтернативной табачной продукции разрешен до 1 июля 2021 года.

К этому сроку складские остатки такой продукции должны быть промаркированы.

 

Требования к маркировке табака

Изготовителям, импортерам, оптовикам и розничным продавцам табачной продукции необходимо зарегистрироваться в ГИС мониторинга. Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она понадобится также для подписания универсальных передаточных документов и передачи их в систему «Честный знак».

Маркировка табака для производителей и импортёров

Фабрика или организация-импортер, выпускающих продукцию проходит регистрацию в системе «Честный Знак», получает идентификаторы и наносит их или проклеивает этикетками табачные пачки.

Каждая такая метка уникальна и позволяет прослеживать движение любой производимой на фабрике единицы продукции. В систему передается информация о нанесении идентификаторов на произведенные товары и агрегации.

Маркированные упаковки отгружаются со склада. В сопроводительных документах указан перечень кодов для учета движения в системе. УПД загружаются в электронный документооборот.

Функция агрегации позволяет производителю объединять упаковки с Data Matrix в транспортную единицу под единым кодом. Это ускоряет процессы приемки и отгрузки и снижает вероятность ошибок. Код агрегации включает в себя коды входящих в него товаров. Информация о шифре конкретного изделия при этом не теряется и доступна в «Честный Знак».

Маркировка табака для оптовиков

Оптовикам следует получить УКЭП и подключиться к оператору электронного документооборота.

Так же желателен 2D-сканер, считывающий код Data Matrix, он позволит контролировать наличие товара в каждой полученной партии и проводить сверку продукции на складе с изделиями, отраженными в системе.

При выполнении приемки поставки от производителя коды в электронной накладной сканируется и сверяются с полученными фактически. После закрытия приемки уведомление об изменении «держателя» марки попадет в систему «Честный Знак».

При отгрузке товара розничным точкам оптовик аналогично формирует УПД с ДатаМатрикс. Коды сканируются, и уведомление уходит оператору маркировки. Цифровая метка движется по цепочке поставок и направляется в розничную точку.

Маркировка табака для розницы

Помимо УКЭП и подключения к ЭДО магазинам и предприятиям общепита дополнительно понадобится оборудование и специальные программы:

- кассовый аппарат с прошивкой, поддерживающей тег 1162 для маркированных товаров;

- программное обеспечение для ККТ, которое «умеет» формировать и направлять оператору фискальных данных чек, содержащий код Data Matrix;

- подключение к оператору фискальных данных (ОФД), у которого есть модуль маркировки;

- 2D-сканер для считывания штрихкода Data Matrix.

От оптовика магазин получает товар и электронную накладную в ЭДО. При приемке сверяется не только количество и качество полученной продукции, но и цифровые метки. Должны полностью совпасть сами коды и их количество.

Если расхождений не выявлено, документ подписывается и подтверждение о необходимости изменения владельца марок уходит в систему «Честный Знак».

Реализация сигарет потребителю происходит через онлайн-кассу. Перед формированием каждого чека кассовый работник сканирует штрихкод. Сведения об операции поступают ОФД , а от него в налоговую инспекцию и ИС МОТП. Проданный код списывается и получает статус «Выведен из оборота».

Маркировка табака и покупатель

Любой гражданин имеет возможность проверить подлинности кода, отсканировав его в специальном мобильном приложении «Честный Знак». Штрихкод выдаст всю информацию об изделии, которая есть у оператора маркировки.

Если Data Matrix отсутствует в системе, приложение предложит сообщить о нарушении. Такой гражданский контроль позволит выявлять подозрительную продукцию, не проводя проверки.

Код маркировки: что это и как он выглядит?

В качестве средства идентификации для маркировки табака используется двумерный код Datamatrix. Этот код имеет повышенную криптозащищенность, то есть его невозможно подделать, и состоит из специальной последовательности символов. Генерирует идентификаторы оператор маркировки.

Цифровая метка должна быть расположена на упаковке табака. В кодировке зашиты сведения о самом изделии, фабрике-производителе и действиях с ним. Наносить этикетку допустимо на любые виды и конструкции упаковки.

Двумерный штрихкод DataMatrix используется однократно, и все зашитые в нем сведения собираются и хранятся в ИС МОТП.

Код Data Matrix для табачной продукции содержит:

Для пачек:

- GTIN товара – 14 цифр, содержащих полную информацию
о товаре и истории его перемещения

Код идентификации – 7 символов

- Максимальная розничная цена – 4 символа

- Код проверки – 4 символа

Для блоков:

- GTIN изделия или упаковки – 14 цифр

- Код идентификации упаковки – 7 символов

- Проверочная комбинация – 8 цифр

Для коробок:

Код транспортной упаковки состоит из 33 символов и включает в себя:

- SSCI – серийный код транспортной упаковки – 18 цифр

- Код идентификации – 7 символов

- Проверочная комбинация – 8 цифр

Штрафы за отсутствие маркировки

Для продавцов и производителей предусмотрены следующие штрафы за производство и торговлю табаком без использования кодов маркировки:

- Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 р. с конфискацией продукции.

- Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 р. с конфискацией продукции.

За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК» :

- Юридическим лицам от 50 000 до 300 000 р.

- Должностные лица от 5000 до 10 000 р.

- Физические лица от 2000 до 4000 р.