Маркировка обуви
Маркировка обуви
В России началась маркировка обуви контрольными идентификационными знаками.
С 1 июля 2020 года вступают в силу Постановления Правительства РФ №860 от 05.07.2019 и №216 от 29.02.2020. В соответствии с этими документами, на территории России вся обувь, кроме образцов, не должна продаваться без маркировки уникальным цифровым кодом, зашифрованным в виде двухмерного штрих-кода Data-Matrix.
Производитель ставит на каждый товар уникальный код DataMatrix, и потребитель, просканировав его, сможет убедиться, что товар легальный. А государство будет видеть весь путь товара от создания до конечного владельца.
Оператор национальной системы маркировки «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий.
Виды обуви, подлежащие маркировке
Обязательной маркировке подлежит детская, женская и мужская обувь любого размера и цвета. Обращать внимание следует на материалы, из которых производится товар и область применения.
Обувь, которую нужно маркировать:
-
из резины;
-
из пластмассы;
-
из текстиля;
-
из дерева;
-
из кожи и кожзама;
-
водостойкая с подошвой и резиновым верхом;
-
спортивная;
-
кожаная с подноском из металла;
-
защитная специального назначения.
Чтобы точно узнать, нужна ли маркировка конкретному типу обуви, надо запросить для нее номенклатурный код ТН ВЭД.
Код маркировки, как он выглядит
Марка (средство идентификации) — это носитель с машиночитаемой частью (двухмерный код в формате DataMatrix) и человекочитаемой частью (идентификационный номер товара и серийный номер).
Каждую пару обуви маркируют этим кодом, его наносят на коробку, ярлык или прямо на товар.
В нем содержится:
- Код товара (14 символов) — GTIN (Global Trade Item Number) — международный код и учёта.
- Индивидуальный серийный номер (13 символов), генерируется оператором системы.
- Ключ проверки (4 символа).
- Код проверки (88 символов).
Минимальный размер кода — 22 х 22 мм с разрешением 200 dpi. Средний размер 25 на 25 мм.
Маркировка обуви при производстве и импорте
Для выпуска в продажу обуви с DataMatrix поставщику необходимо переоснастить производственные линии и приобрести оборудование для работы с маркировкой:
-
Регистратор эмиссии.
Позволяет создавать, хранить и передавать коды маркировки. Предоставляется производителям от ЦРПТ бесплатно. Заявка подается в личном кабинете «Честный Знак». -
Терминал сбора данных.
ТСД используются в складских операциях: приемке, комплектации и отгрузке обуви. Подходят модели, поддерживающие работу с DataMatrix кодами. -
Оборудование для маркировки этикетками.
В зависимости от производительности и бизнес-процесса можно применять ручное нанесение этикеток или автоматические маркираторы. -
Сканер для считывания двумерных кодов Data Matrix.
-
Оборудование для печати этикеток маркировки.
Как маркировать производителю:
1. Заказывать коды маркировки в Честном знаке.
2. Печатать этикетки с кодами и наклеивать их на товары.
3. Отчитываться в Честный знак о вводе товара в оборот.
Как маркировать импортёру:
1.Заказывать коды маркировки в Честном знаке.
2. Передавать экспортеру файл для печати этикеток или готовые этикетки— экспортер наклеивает этикетки на товары и отгружает их.
3. Импортер после прохождения таможни отчитывается в Честный знак о вводе в оборот.
Оптовая продажа маркированной обуви
Нужно подключить ЭДО для обмена документами с контрагентами.
Если входящие УПД бесплатные, то, чтобы отправлять накладные, нужно купить пакет документов.
Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров. Подписать его электронной подписью и отправить контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в Честный знак после подписания получателем, а коды внутри документа будут переведены в собственность покупателя.
Приемка маркированной обуви
1. Нужно подключиться к ЭДО.
2. Подключиться к системе маркировки, чтобы проверять коды в поставках.
3. Приобрести оборудование для сканирования марок на кассе и складе.
При получении от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО, чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, нужно отсканировать все коды с коробок. Если все хорошо, нужно подтвердить УПД, если есть расхождения — отклонить его или дождаться исправленного УПД.
Розничная продажа маркированной обуви
1. Нужно обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек.
2. Подключить кассу к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки.
3. Приобрести 2D-сканер для считывания марок.
Продавать маркированную обувь нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код с упаковки, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.
Штрафы за отсутствие маркировки
В случае несоблюдения требований об обязательной маркировке продукции организации несут как административную, так и уголовную ответственность.
Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 4000 руб., индивидуальным предпринимателям размер штрафа составляет от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб., так же с изъятием непромаркированной продукции.
Уголовная ответственность наступает, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный размер (1,5 млн руб.) — штраф в размере до 300 000 руб. или лишение свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.