Маркировка обуви

Маркировка обуви

В России началась маркировка обуви контрольными идентификационными знаками.

С 1 июля 2020 года вступают в силу Постановления Правительства РФ №860 от 05.07.2019 и №216 от 29.02.2020. В соответствии с этими документами, на территории России вся обувь, кроме образцов, не должна продаваться без маркировки уникальным цифровым кодом, зашифрованным в виде двухмерного штрих-кода Data-Matrix.

Производитель ставит на каждый товар уникальный код DataMatrix, и потребитель, просканировав его, сможет убедиться, что товар легальный. А государство будет видеть весь путь товара от создания до конечного владельца.

Оператор национальной системы маркировки «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий.

Виды обуви, подлежащие маркировке

Обязательной маркировке подлежит детская, женская и мужская обувь любого размера и цвета. Обращать внимание следует на материалы, из которых производится товар и область применения.

Обувь, которую нужно маркировать:

  • из резины;

  • из пластмассы;

  • из текстиля;

  • из дерева;

  • из кожи и кожзама;

  • водостойкая с подошвой и резиновым верхом;

  • спортивная;

  • кожаная с подноском из металла;

  • защитная специального назначения.

Чтобы точно узнать, нужна ли маркировка конкретному типу обуви, надо запросить для нее номенклатурный код ТН ВЭД.

Код маркировки, как он выглядит

Марка (средство идентификации) — это носитель с машиночитаемой частью (двухмерный код в формате DataMatrix) и человекочитаемой частью (идентификационный номер товара и серийный номер).
Каждую пару обуви маркируют этим кодом, его наносят на коробку, ярлык или прямо на товар.

В нем содержится:

- Код товара (14 символов) — GTIN (Global Trade Item Number) — международный код и учёта.

- Индивидуальный серийный номер (13 символов), генерируется оператором системы.

- Ключ проверки (4 символа).

- Код проверки (88 символов).

Минимальный размер кода — 22 х 22 мм с разрешением 200 dpi. Средний размер 25 на 25 мм.

Маркировка обуви при производстве и импорте

Для выпуска в продажу обуви с DataMatrix поставщику необходимо переоснастить производственные линии и приобрести оборудование для работы с маркировкой:

  1. Регистратор эмиссии.
    Позволяет создавать, хранить и передавать коды маркировки. Предоставляется производителям от ЦРПТ бесплатно. Заявка подается в личном кабинете «Честный Знак».

  2. Терминал сбора данных.
    ТСД используются в складских операциях: приемке, комплектации и отгрузке обуви. Подходят модели, поддерживающие работу с DataMatrix кодами.

  3. Оборудование для маркировки этикетками.
    В зависимости от производительности и бизнес-процесса можно применять ручное нанесение этикеток или автоматические маркираторы.

  4. Сканер для считывания двумерных кодов Data Matrix.

  5. Оборудование для печати этикеток маркировки.

    Как маркировать производителю:

    1. Заказывать коды маркировки в Честном знаке.

    2. Печатать этикетки с кодами и наклеивать их на товары.

    3. Отчитываться в Честный знак о вводе товара в оборот.

    Как маркировать импортёру:

    1.Заказывать коды маркировки в Честном знаке.

    2. Передавать экспортеру файл для печати этикеток или готовые этикетки— экспортер наклеивает этикетки на товары и отгружает их.

    3. Импортер после прохождения таможни отчитывается в Честный знак о вводе в оборот.

Оптовая продажа маркированной обуви

Нужно подключить ЭДО для обмена документами с контрагентами.

Если входящие УПД бесплатные, то, чтобы отправлять накладные, нужно купить пакет документов.

Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров. Подписать его электронной подписью и отправить контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в Честный знак после подписания получателем, а коды внутри документа будут переведены в собственность покупателя.

Приемка маркированной обуви

1. Нужно подключиться к ЭДО.

2. Подключиться к системе маркировки, чтобы проверять коды в поставках.

3. Приобрести оборудование для сканирования марок на кассе и складе.

При получении от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО, чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, нужно отсканировать все коды с коробок. Если все хорошо, нужно подтвердить УПД, если есть расхождения — отклонить его или дождаться исправленного УПД.

Розничная продажа маркированной обуви

1. Нужно обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек.

2. Подключить кассу к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в систему маркировки.

3. Приобрести 2D-сканер для считывания марок.

Продавать маркированную обувь нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код с упаковки, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Штрафы за отсутствие маркировки

В случае несоблюдения требований об обязательной маркировке продукции организации несут как административную, так и уголовную ответственность.

Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 4000 руб., индивидуальным предпринимателям размер штрафа составляет от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб., так же с изъятием непромаркированной продукции.

Уголовная ответственность наступает, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный размер (1,5 млн руб.) — штраф в размере до 300 000 руб. или лишение свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.